Совет директоров ПНИ при Минсоцзащиты Алтайского края
р.
р.
Проблема Реформа психоневрологических интернатов (ПНИ), которая началась в 2016 году в Алтайском крае по инициативе Министерства социальной защиты, встречала сопротивление со стороны руководителей этих учреждений. Кроме того, сама реформа проводилась интуитивно, без опоры на лучшие практики и авторитетные примеры.
Справка: в Алтайском крае 10 ПНИ, где живут в общей сложности 2500 человек.
Задачи
Наладить систему конструктивной, поддерживающей и мотивирующей обратной связи между руководством Минсоцзащиты и руководителями всех ПНИ края.
Передать инициативу реформы сверху вниз, то есть от министерства в сами учреждения.
Тиражировать в регионе лучшие и эффективные практики устройства ПНИ в России и мире.
Что не получалось раньше
Руководители и сотрудники ПНИ воспринимали реформу как задачу сверху, относились к этому формально, а посещения ПНИ сотрудниками министерства – как проверки.
Многие руководители ПНИ занимали свои должности долгие годы, что, вероятно, привело к профессиональному выгоранию.
Отсутствовало горизонтальное общение между руководителями ПНИ, они встречались раз в год на общих совещаниях. Кроме того, ощущалось расслоение по возрасту: старшие руководители не признавали авторитета и не поддерживали более молодых.
«Сопротивление было такое, что я, например, предлагала поставить цветы в коридоре, а мне говорили: нельзя, их съедят. Просто руки опускались постоянно объяснять, уговаривать и требовать», – вспоминает Наталья Оськина, министр социальной защиты Алтайского края.
Решение Шаг 1. Внутренняя мотивация. На одном из учебных модулей Нюта Федермессер, учредитель фонда помощи хосписам «Вера», директор Центра паллиативной помощи Москвы, куратор Института советников по социальным изменениям, читала лекцию о проблемах ПНИ в России, которая задела Наталью Оськину за живое.
«Нюта рассказывала, какие есть чудовищные проблемы в ПНИ и как никто не готов их решать. И мне так обидно стало. Как это никто? Мы несколько лет подряд меняем наши учреждения, мы сняли решетки с окон, сделали ремонт, поменяли оборудование, обучаем подопечных профессиям. Но получается, что наша работа никому не заметна? Я тогда твердо решила, что хочу, чтобы наши ПНИ на таких лекциях приводили в пример в качестве тех, кто готов решать проблему и решает», – вспоминает Наталья Оськина.
Шаг 2. Тиражируемый опыт. Институт советников по социальным изменениям организовал для студентов обмен опытом и возможность освоить самые эффективные и современные практики устройства ПНИ в России, а также узнать о главных трендах и тенденциях в осуществлении помощи людям, лишённым дееспособности.
«Я набралась опыта и получила подтверждение, что мы интуитивно, опираясь на здравый смысл и гуманизм, двигались в нужном направлении. Но теперь я поняла, как можно сделать проще и лучше, как аргументировать и донести это до тех, кто работает на местах», – говорит Наталья.
Шаг 3. Выстраивание коммуникации: чат и регулярные встречи. Во время обучения много внимания уделяется тому, как создавать и развивать эффективную рабочую коммуникацию, давать и получать обратную связь. В результате было принято решение создать Совет руководителей ПНИ при Минсоцразвития Алтайского края.
«Для начала мы стали проводить встречи раз в квартал и создали общий чат. Первое время к этой идее руководители ПНИ относились с подозрением. Нужно было, чтобы они перестали видеть во мне начальника с безумной идеей, а встали на мою сторону и впоследствии перехватили у меня инициативу», – объясняет Наталья.
Во-первых, с теми руководителями ПНИ, которые не готовы были к совместной работе, пришлось расстаться и найти им замену. Во-вторых, в тесном общении между руководителями ПНИ появилась здоровая конкуренция.
«Меня просят приехать с проверкой, представляете? Чтобы показать, чего удалось добиться, что они придумали и реализовали. И, кстати, проблемы перестали скрывать, а, наоборот, рассказывают и сами предлагают решения», – гордится Наталья.
В-третьих, успехи мотивируют действовать дальше.
«Этому я тоже научилась у Нюты: замечать результат, даже маленький, видеть успех, планировать небольшие шаги. Это очень важно и очень поддерживает не только меня, но и всех, кто работает над изменениями в системе ПНИ», – объясняет Наталья.
Результаты
Обновлённый состав Совета руководителей ПНИ при Минсоцзащиты Алтайского края стал не просто поддержкой, но и двигателем изменений в учреждениях. Руководители ПНИ теперь – команда соратников, сообщество. Они вместе учатся друг у друга или ездят конференции.
Инициативностью заразились и рядовые сотрудники ПНИ.
«Ни министр, ни директор не могут знать всего, но теперь сотрудники сами говорят, что вот тут хорошо бы заменить фильтр для воды, здесь лучше по-другому зонировать пространство и так далее», – объясняет Наталья.
Заметно повысилась удовлетворённость работой.
«Мы же не только для клиентов стараемся, но и чтобы работать было удобнее и приятнее. Человек приходит в чистое комфортное пространство, у него есть новая спецодежда, оборудование, которое упрощает работу, – всё это влияет и на самоуважение, и на мотивацию, и на отношение к клиентам», – говорит Наталья.
Врачи отмечают положительное влияние изменений в пространствах ПНИ на состояние пациентов, вплоть до уменьшения доз препаратов, которые те принимают.
«Людям стало приятнее и комфортнее жить, конечно, это влияет на их эмоциональное состояние, снижает тревожность. И, естественно, цветы у нас никто не съел, напротив, жильцы ПНИ очень бережно относятся ко всему, потому что им нравится» – рассказывает Наталья.
Планы на будущее
Создавать и развивать проекты сопровождаемого проживания;
Расширять прикладные образовательные программы, которые позволят клиентам ПНИ найти работу. Уже сейчас они учатся работать в саду или огороде, делать простые ремонтные работы и т.п.;
Разработать и реализовать программы кратковременной помощи людям с посттравматическим стрессовым расстройством. Такие программы могут потребоваться, когда человек не может жить дома в период обострений или реабилитации, но в другое время готов к обычной социальной жизни.