Ко всем кейсам
«Планшет социального работника»: digital-решение для межведомственного взаимодействия в Новосибирской области
Поддержку семьям в кризисных ситуациях оказывают разные организации. Для качественной работы сотрудники должны регулярно обмениваться информацией и взаимодействовать не только с людьми, которые уже оказались в сложной ситуации, но и с теми, кто потенциально может с ней столкнуться.

В Новосибирской области налаживают это взаимодействие с помощью «Планшета социального работника». Проект разработали во время учёбы в Институте советников. Авторы идеи — директор благотворительного фонда «Солнечный город» Марина Аксёнова, программный директор Б Ф Анна Волкова и замначальника управления семейной политики Министерства труда и социального развития Новосибирской области Зоя Вивденко.

«Планшет» запустили в 2024 году, а сегодня команда дорабатывает функционал для работы во всём регионе.

Проблема

В сфере помощи семьям, столкнувшимся с кризисами различного уровня, в Новосибирской области задействовано более 23 тысяч человек. Это сотрудники комиссий по делам несовершеннолетних, органов управления социальной защитой населения, образовательных учреждений, опеки, службы занятости, ОВД и других организаций.

В итоге главной проблемой становится межведомственное взаимодействие и необходимость согласовывать работу нескольких помогающих инстанций. Это замедляет процесс и делает его менее эффективным.

Что уже было сделано

С 2020 года Министерство труда и социального развития региона и БФ «Солнечный город» разрабатывали правила координации работы разных служб. Теперь помощь на раннем этапе могут получить семьи, которые ещё не находятся в кризисе, но уже столкнулись с проблемами и нуждаются в поддержке.

В 2022 году был принят Порядок межведомственного взаимодействия — почти 100-страничный документ, в котором детально прописано, за что отвечает конкретная служба и в каком порядке нужно передавать информацию. Его подписали шесть региональных министров и генерал полиции.

«Мы все вместе проделали огромную работу, чтобы приземлить № 120-ФЗ на нашу почву и сделать видимыми для системы семьи на ранней стадии кризиса. Федеральный закон задаёт лишь общие рамки действий и распространяется только на кризисные семьи, тогда как на местах сотрудники не всегда понимали распределение функций и зон ответственности. В итоге мы детально прописали алгоритмы работы в различных ситуациях и с разными группами семей, создали карты ресурсов территорий для каждого муниципалитета, стандарты отчётности и мониторинга эффективности работы, формы оценки ситуации в семьях, столкнувшихся с кризисом, и многое другое», — объясняет Анна Волкова.

Задачи

  • Оптимизировать и ускорить межведомственную коммуникацию.
  • Перейти от бумажного документооборота к цифровому, чтобы в режиме реального времени отслеживать статус задач, оценивать результат проделанной работы и оперативно отвечать на возникающие вопросы.
Решение
Шаг 1. Докрутить и упаковать идею.
Несмотря на то, что идея создания цифрового приложения для межведомственного взаимодействия назрела давно, необходимо было сформулировать её так, чтобы заручиться поддержкой всех сторон и предусмотреть все риски.

«Нам очень помог модуль, посвящённый коммуникациям. Мы много говорили про смыслы, крутили идею со всех сторон, оттачивали детали, чтобы суметь ответить на любой вопрос у разных категорий слушателей: от губернатора до линейного специалиста», — вспоминает Анна.

Модуль проводили Нюта Федермессер, учредитель фонда помощи хосписам «Вера», и Александр Сёмин, консультант по социальному креативу для благотворительных фондов и НКО.

В результате была сформулирована концепция проекта «Планшет социального работника». Это программное обеспечение, которое встроено или в модуль внутри территориальной информационной системы «Социальный портрет гражданина» (ТИС СПГ), или в мобильное приложение. К нему имеют доступ все, кто задействован в помощи семье, оказавшейся в кризисной ситуации.
Шаг 2. Заручиться поддержкой.
Всего за несколько лет Институт советников по социальным изменениям при руководителях регионов РФ заслужил такую репутацию, что студенты могут обращаться к губернаторам и министрам за поддержкой своих проектов.

«Сначала мы согласовали с Еленой Викторовной Бахаревой, министром труда и социального развития Новосибирской области, с каким именно проектом будем поступать в Институт советников, и получили полное одобрение. Затем нас поддержал Народный фронт и руководство региона; особенно важно было участие министра цифрового развития и связи Сергея Сергеевича Цукаря — тут уж мы поняли, что проект будет реализован и не останется на бумаге», — говорит Анна Волкова.

Министерство цифрового развития и связи взяло на себя разработку программного обеспечения, остальные ведомства согласовывали внедрение инструмента в своих подведомственных организациях.

«Кроме того, у нас был грант фонда „Абсолют-помощь“ на системное развитие. В общем, сошлись все энергии и ресурсы, чтобы всё получилось», — уверена Анна.
Шаг 3. Найти единомышленников.
Проекты в Институте советников никогда не делаются в одиночку: всегда формируется команда, которая работает над проектом и его защитой. При этом любой студент может поделиться своей идеей и поддержать сокурсников.

«При реализации нового порядка работы возникла синергия: государство обеспечило административные и нормотворческие ресурсы, а НКО — обучение специалистов, расширение перечня услуг для семей и независимую оценку помощи. Именно эта синергия и помогла нам не останавливаться и пойти дальше: разработать цифровое решение, которое облегчит межведомственное взаимодействие и повысит эффективность помощи семьям, которые в ней нуждаются», — добавила Зоя Вивденко.

«У нас теперь есть команда единомышленников, о которых можно подумать в любой момент. Можно сказать, что это наши коучи и консультанты pro bono», — смеётся Анна.

Как работает «Планшет социального работника»

  • Информация о семье, оказавшейся в кризисной ситуации, поступает в аппарат комиссии по делам несовершеннолетних (КДН) — это единое окно, куда попадают все сигналы о неблагополучии.
  • Эта информация передаётся в Комплексный центр социального обслуживания населения, где семье назначается куратор.
  • Куратор заводит карточку семьи в «Планшете», проводит диагностику и составляет проект плана помощи.
  • Затем, не реже двух раз в месяц, собирается межведомственный региональный офлайн-консилиум. Участники обсуждают план помощи и назначают ответственных за каждый этап — распределение происходит согласно утверждённому Порядку. Данные вносятся в «Планшет», и с этого момента каждый видит свою зону работы и статус задач, которые выполняют другие.
«Например, мы знаем, что нужно помочь родителям найти работу, а для этого надо устроить младших детей в сад. Как только место в садике выделено, ответственный меняет в „Планшете“ статус задачи на „выполнено“. Куратор видит это и понимает, что теперь, например, нужно помочь родителям собрать ребёнка в детский сад, и ставит эту задачу»
объясняет Анна
Результат
  • Завершена разработка основного функционала на базе ТИС СПГ.
  • С сентября 2024 года начинается обучение специалистов использованию «Планшета» и пилотное тестирование программы в пяти районах Новосибирской области.

Планы на будущее


  • С середины следующего года запустить работу «Планшета» по всей Новосибирской области.
  • Дополнить функционал подсказками для куратора.

«Мы проводили большое исследование социального неблагополучия на территории Новосибирской области. В нём более 13 тысяч кейсов. Мы можем понять, какие именно признаки функциональности семьи могут привести к тому или иному кризису. И, опираясь на это исследование, мы добавим в „Планшет“ подсказки, которые позволят куратору принять решение и разработать наиболее эффективный план помощи», — объясняет Анна Волкова.

  • Использовать «Планшет» не только для помощи семьям, которые уже оказались в кризисе, но и для профилактики. Сейчас программа замечает только тяжёлые кризисные ситуации, а ранние кризисы, такие как развод, болезнь ребёнка, потеря работы, упускает из виду. Система качественной оценки и диагностики позволит выявить около 20−30 тысяч таких случаев и помочь до того, как кризис перейдёт в более тяжёлую форму.

  • «В конечном счёте „Планшет“ — это ещё один шаг в создании такой системы, которая позволила бы любой семье быстро найти поддержку и опору, чтобы помощь была одинаково доступна для всех. Наша итоговая цель в том, чтобы становилось всё больше ресурсных семей, способных преодолеть любой кризис», — уверена Анна.
03.09.2024